В конце февраля в отделении дневного пребывания несовершеннолетних прошел методический день для специалистов, работающих с детьми-инвалидами, на котором педагог-психолог Гебель Е.Н. поделилась опытом работы с карточками PECS.
Данное оборудование было предоставлено учреждению в рамках Соглашения с АУ СОН ТО «ОЦРИ» по реализации мероприятий Комплекса мер Тюменской области по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям группы риска, с признаками расстройства аутистического спектра и с расстройствами аутистического спектра.
Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра, общение с окружающими. Аутичные дети довольно часто не могут высказать свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет к взрослому и не попросит нужную ему вещь. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику.
Использование карточек РЕСS помогает избежать этих проблем. Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку-аутисту языке — с помощью картинок. Ребёнок видит предмет, который он хочет получить, берёт карточку с изображением предмета и отдаёт взрослому в открытую руку.
Для удобства работы с детьми по карточкам формируется папка с карточками по темам, «дом», «овощи», «улица» и т.д. В течение дня ребенок должен произвести от 40 до 60 обменов карточек на предметы.
В своей работе данную методику могут использовать и логопед, и специалист по реабилитационной работе, и инструктор АФК.
Методика проста: ребенок знакомится с предметом на картинке, например, с мячом, затем находит его среди другого спортивного инвентаря. Берет мяч и начинает выполнять простые упражнения с мячом (передача, подбрасывание, перекатывания) одновременно с инструктором по адаптивной физической культуре. Одновременные действия с изображением предмета и самих предметов настраивают механизмы межполушарного взаимодействия.