Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами в отделении дневного пребывания.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.
В работе с детьми-инвалидами используются различные формы занятий: индивидуальные и групповые (от 3 до 7 человек).
Индивидуальная работа с каждым – это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий педагогами и специалистом по реабилитационной работе учитываются уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания разрабатывается адаптированная программа на курс реабилитации.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от состояния здоровья ребенка, его настроения, непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения, оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности, опора на наиболее развитые положительные качества ребенка, дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий. «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев», - писал В.А. Сухомлинский. Не случайно третья часть всех детей-инвалидов, проходящих реабилитацию в отделении дневного пребывания, занимаются развитием способностей к творческой деятельности. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор.
Каковы же особенности проведения занятия с детьми-инвалидами ?
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившееся ему задание. Вначале занятия, необходимо провести разминку и разогрев пальчиков детей, так как у многих детей плохо работают руки, наблюдается непроизвольное дрожание пальцев.
Подготовка к занятию по предложенному алгоритму и написание плана-конспекта, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога, специалиста - это своеобразный урок жизни, урок доброты.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог или специалист по реабилитационной работе, которые работают с такими детьми, чутко реагируют на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, взрослые сами учатся у них силе воли, состраданию, переосмысливают свои жизненные позиции.
Если в процессе реабилитации педагог или специалист применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.